[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Все о породах » Среднеазиатская овчарка (алабай) » О некоторых проблемах в вопросах сохранения породы
О некоторых проблемах в вопросах сохранения породы
MurkaДата: Суббота, 28.08.2010, 12:58 | Сообщение # 1

Группа: Администраторы
Сообщений: 1231
Награды: 9 +
Репутация: 14
Статус: Offline
[size=11]В сентябре 2007 г. в Казахстане, г. Алматы , проходила первая международная практическая конференция «Аборигенные породы как элементы биоразнообразия и культурного наследия человечества». В работе этой конференции участвовала Иванова Т.М. Ее доклад на этой конференции в журнале «Азиаты Сибири», №13 опубликовала участница этой конференции Кононенко Л.

ИВАНОВА Татьяна Михайловна, Санкт-Петербург, Россия, судья F.C.I. по всем породам уровня CACIB.

Среднеазиатская овчарка.

О некоторых проблемах в вопросах сохранения породы

Из наблюдений собак региона Средняя Азия при посещении Туркмении в 1990г., Всесоюзная конференция по породе Среднеазиатская овчарка, Ашхабад, Туркменская СССР и в 1999г., Таджикистана в 2001, 2002, 2004, 2006 и 2007г.г., кавказских отарных собак в Дагестане в 1992 и поиск монгольских собак восточнее Читинской области в 1997г.– разные страны, разные аборигенные собаки сходного применения и методов разведения, а проблемы одни и те же.

Из поездок в Таджикистан наиболее значимой для познания отарных собак была в 2001г. Руководство Согдийской области предоставило возможность осмотреть отары в двух самых крупных районах области, в отары ездили с главными зоотехниками и главными ветврачами этих районов. Наблюдая отары в местах их выпасов, создалось внутреннее убеждение – так было на протяжении многих и многих веков. Фото:1-4.
Разные народы, в силу природных условий занимавшиеся скотоводством, в прошлом кочевым, а позднее отгонно-пастбищным, как жизненную необходимость должны были иметь собак для охраны стад скота от хищников и для охраны своего имущества, и на протяжении многих веков в разных регионах с разными климатическими условиями они создавали и совершенствовали свои популяции собак, каждая адаптированная к «своим» климатическим условиям, в том числе и резко отличающимся: одни живут и работают в условиях климата близкого к субтропическому с большим количеством осадков, другие приспособлены к жизни в условиях резко континентального засушливого климата или в условиях высокогорья. У каждой такой популяции приспособленность к природным условиям, характерным болезням.

На протяжении нескольких тысячелетий в регионе, известном как Средняя Азия, формировалась популяция местных рабочих собак, отвечающих насущным потребностям людей в охране отар от хищников и скотокрадов. Ландшафт и климат определяли условия проживания и занятости людей этого края, основное - отгонное овцеводство, и чтобы сохранить отары, чтобы выжить, нужна была собака, которая приспособлена к жизни в этих климатических условиях, умеет жить в контакте с животными и защищать их от хищников. Для этого щенки с рождения живут в отарах, она становится их домом, их территорией. Собаки живут и воспитываются в стае. Человек занимался селекцией, он оставлял лучших, похожих на знаменитых предков, но выживали те, которые выдерживали испытания природой. Естественный отбор исключил собак, не обладающих должным здоровьем и приспособленностью к суровым условиям проживания и работы, исключил собак со слабым характером, их уничтожили хищники, а в стае продолжению рода не дали более сильные кобели. ВСЕ МУДРО, как в природе. Чабаны выбраковывали собак трусливых, ленивых, злобных к человеку (Член Академии наук Туркменистана, профессор В.М. Массон (Масон В.М., 1998) пишет, что пастухи не любят, если собака пустила человеку кровь, она должна только прихватывать), лающих и воющих по ночам. Постоянные схватки с хищниками и соперниками за право продолжения рода отточили их боевое мастерство. Как результат многовекового отбора природой и человеком, сформировалась популяция сильных, выносливых, рослых собак, уверенных в себе, независимых, бесстрашных, самостоятельных в приеме решений, надежных в работе, с сильно развитым врожденным инстинктом охраны себя, «своей» территории и имущества владельца.

Менялись государства, правители, формы правления, но практически неизменным остается ландшафт, происходят незначительные климатические изменения. Неизменность природных условий определяет неизменность быта и рода занятий людей, здесь практически единственно возможный способ существования, производства - овцеводство и на протяжении многих веков оно остается все тем же. Многовековый опыт ведения хозяйства, передаваемый из поколения в поколение, достиг практически совершенства, и вряд ли, что в нем можно что-то усовершенствовать, важно его не утратить, сохранить. И до тех пор, пока будут сохраняться условия существования в этом крае, уклад жизни и род занятий людей, диктуемый самой природой, будет востребована и пастушеская охранная собака, ибо работа чабанов без собак немыслима. Сохранение древней популяции собак, которая в результате многовековой селекции обрела необходимую приспособленность для жизни и работы в этих климатических условиях, характеру работы, устойчива к местным болезням - это необходимость, диктуемая самой жизнью.

Только некоторые из древних пастушеских собак дошли до наших дней. Они составляют неотъемлемую часть быта, культурных традиций, и по праву являются национальным достоянием каждого из коренных народов. ВАЖНО СОХРАНИТЬ ЭТУ И ДРУГИЕ АНАЛОГИЧНЫЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ ПОПУЛЯЦИИ АБОРИГЕННЫХ СОБАК В ИСКОННЫХ МЕСТАХ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ.

В 20 веке древней аборигенной популяции пастушеских собак Средней Азии был нанесен серьезный урон. Изменились социальные условия жизни местного населения. Чабаны теперь не сопровождают отары с семьями, семьи живут оседло в поселках. Со стадами передвигаются чабаны. Часто это нанимающиеся на сезон случайные люди, утратившие многовековые традиции и опыт кочевников.

В 30-е годы закупались шкуры собак, в результате были уничтожены наиболее крупные экземпляры. Под эгидой борьбы с бешенством часто происходило поголовное истребление всех собак, даже принадлежащих коренным жителям - чабанам, многие поколения которых разводили и совершенствовали чабанских собак. Так было, в частности, в начале 80-х годов в Туркмении, в борьбе с бешенством было уничтожено практически все поголовье собак.

С конца 70-х годов в Среднюю Азию приехало огромное количество европейского населения, а с ним и собаки, европейских пород и дворняжки. Это привело к метизации и заболеваниям, против которых у местных собак не было иммунитета. Широкое распространение получила восточно-европейская овчарка.

И главное - сокращаются пастбища и поголовье овец, а отсюда и уменьшение необходимого количества чабанских собак, утрачиваются многовековые традиции.

Убеждена, что проблему сохранения аборигенных собак в природных регионах распространения можно решать только с участием государственных структур, в ведении которых находится данная отрасль, наделенных правами принимать законы и распоряжения.

Когда в Таджикистане бывший председатель Хукумата Согдийской области, председатель Ассоциации любителей природы Согдийской Области, председатель исполкома народно-демократической партии по Согдийской области Косимов Косим Рахбарович создал питомник и стал проводить выставки, я стремилась использовать такую возможность, в надежде, что удастся привлечь к проблеме сохранения аборигенной популяции собак официальных руководителей, которые в природном регионе породы имеют права в части решений вопросов в сельском хозяйстве. О поездках в Таджикистан в отары и на выставки старалась публиковать, чтобы поддерживать заинтересованность руководства области и чабанов в важности сохранения аборигенных собак. Решать проблемы сохранения аборигенных собак без тех, кто в самом природном регионе применяет их в работе, без участия законодательных структур, принимающих решения и издающих распоряжения, направленные на выполнение мер, трудно. Фото 5-14.
Для привлечения внимания к важности сохранения аборигенных популяций собак необходимо максимально использовать средства массовой информации, доносить эти проблемы до самих пользователей собак в природных регионах, чтобы в массе на местах осознавали важность сохранения аборигенных собак, и направить обращения к руководителям стран.

Конечно, вопросы сохранения аборигенных пород исключительно сложны, трудность еще и в том, как наладить учет собак в природном регионе.

Интерес людей к аборигенным собакам значительный, собак вывозят из регионов природного распространения в разные страны и разводят далеко за границами естественной среды обитания. Из опыта разведения пород разных аборигенных животных, не только собак, известно, что при разведении аборигенных животных в других климатических условиях, при другом содержании имеют место отклонения от исходного типа.

В настоящее время к проблемам собственно сохранения аборигенных собак в их природных регионах с традиционным применением и методами разведения добавляются проблемы сохранения этих пород при их разведении вне природного региона в иных климатических условиях проживания и содержания, другом использовании. И проблемы стандартов, которые создаются на полученные вне природного региона типы собак, но с сохранением в названии географического региона исходной аборигенной популяции. В некоторых таких стандартах не находят отражение типы аборигенной популяции, даже наиболее характерные для природного региона, собаки природного региона оказываются вытесненными из них. (Пример – Кавказская овчарка).

Всегда будут энтузиасты, которые, проявив заинтересованность к аборигенным собакам, будут их культивировать, создавать на них стандарты и стремиться к признанию международными кинологическими организациями. Безусловно, идеально, когда в стране, имеющей своих аборигенных собак, находятся энтузиасты, которые направляют свои усилия на их сохранение, составляют на них стандарты, добиваются их признания международными кинологическими организациями и курируют их. Но не всем аборигенным породам так повезло, не во всех странах к своим аборигенным собакам имеет место такое отношение. О многих аборигенных собаках мы узнали благодаря энтузиастам из других стран. На некоторые из них составлены стандарты, и они признаны мировыми кинологическими объединениями именно благодаря энтузиазму людей из других стран. Кинологическая организация страны, подавшей стандарт на аборигенную породу, не являющуюся собственностью этой страны, по правилам международной организации является ее куратором. Не все положения в таких стандартах разделяются энтузиастами этих же пород в других странах, но они не могут вносить изменения в стандарт. Такой порядок в регламенте подачи и утверждения стандартов не всегда способствует сохранению самих аборигенных собак.

При разведении за пределами исторической родины важно, чтобы потомки аборигенных собак не утрачивали основные породные признаки. Надо сохранять породу такой, какой ее создавали, предусмотреть, какие отклонения возможны и допустимы при разведении вне природного региона, и какие нельзя допускать, чтобы стандартом породы, в названии которой географическое название исторической родины, была описана совсем другая собака, которая получилась в результате длительного разведения далеко за пределами естественной среды обитания. Практически это подмена породы, и таким стандартом с названием природного региона вытесняются собаки самого природного региона.

Большая Советская Энциклопедия, т.1, 3 издание, М., 1970

АБОРИГЕНЫ (лат. Aboriges, от ab origine – от начала), коренные обитатели страны, в противоположность прибывшим переселенцам.

АБОРИГЕННЫЙ СКОТ, местный скот, какой-либо области или страны, не подвергшийся скрещиванию с другими, породами, хорошо приспособленный к местным климатическим и хозяйственным условиям и имеющий свои особенности.
Проблема отклонений от принятых стандартов при разведении собак имеет место и в заводских породах, о ней хорошо знают в F.C.I. Порождают ее заводчики и сами судьи. Об этой проблеме писал в печати президент F.C.I господин Ханс Мюллер (Muller H.W, 2003).

В части допуска в разведение нужно очень продуманно относиться к выбору критериев отбора. Главный признак в породе – поведение. Изменится поведение, изменится и порода. Можно привести в качестве примера историю создания породы немецкая овчарка. При ее создании исходными были разные пастушьи овчарки, которые использовались как пастухи, для управления стадами, за многие годы работы эти собаки развили чрезвычайно острое чутье и рабочие инстинкты. Создатель породы немецкая овчарка Макс фон Штефаниц поставил задачу создать идеальную собаку, способную защитить и стадо и хозяина. Со временем немецких овчарок все больше стали применять как защитных и в результате дрессировки и отбора в разведение по тестам для защитной собаки была создана прекрасная защитная порода собак из исходных пастушьих овчарок. Однако в Германии любители этой породы не отказались от традиционного применения немецкой овчарки в качестве пастушьей. Собаки дрессируются по пастушьей службе, проводятся соревнования и экспертизу на выставках собаки, которые работают по пастушьей службе, проходят отдельно от собак, испытываемых по защитной службе. Таким образом сохраняются разные способности собак одной и той же породы и каждая находит применение в зависимости от индивидуальности собаки.

Этот опыт работы с породой немецкая овчарка, сохранение ее в исторически исходном назначении и применении, должен быть и в части САО вне ее исторической родины.

Без стандартов, без описаний популяции, невозможно сохранить породу, надо знать ЧТО сохранять.

Необходимо направить обращения к руководителям кинологических организацией, в первую очередь всемирных, таких как F.C.I и других о необходимости принятия этими организациями специальных программ по сохранению древних аборигенных собак, программ, отвечающих задачам сохранения биологического разнообразия на планете, принятия этими организациями стандартов на аборигенные породы их исторической родины, природного региона. Аборигенные породы и стандарты на них, если они были представлены страной, для которой они не являются собственностью, должны быть под патронажем всемирных кинологических организаций и внесение изменений в них допускаться только при очевидной обоснованности. Очень важно, чтобы в стандартах на аборигенные породы были указаны основные места распространения, применения, что эти собаки должны разводиться как рабочие. В названии породы должно быть отражено либо географическое название региона природного распространения, определившего особенности данной популяции, либо национальное название собак в данном природном регионе.

В вопросах сохранения аборигенных пород важным становится и отнесение их к той или иной группе в классификации пород, принятых мировыми кинологическими организациями.

Мировые кинологические организации проводят большую работу по пропаганде собак. Проводимые выставки позволяют знакомиться с собаками самых разных пород. Под эгидой F.C.I. объединились более 80 стран, утверждены стандарты более 350 пород

Стандарт на среднеазиатскую овчарку (САО) был принят в СССР на собаку природного региона Средняя Азия. В 1989г. стандарт был утвержден в F.C.I. №335, гласит: «основные регионы распространения – республики Средней Азии и соприкасающиеся с ними области». В настоящее время республики Средней Азии являются независимыми государствами.

В F.C.I породы разделены на 10 групп. В группе 2 секция 2 имеет общее название МОЛОССОИДНЫЕ ПОРОДЫ (Molossoid breeds) и при общем названии подразделяется на две подсекции: 2.1 тип мастифф (Mastiff type), 2.2 горный тип (Mountain type).

САО относится в этой классификации к подсекции 2.2 горный тип. Но общее название «молосоидные породы», само определение секции становится для многих пользователей и некоторых судей, кто не занимается углубленным изучением породы, руководством в видении породы и требований при разведении и судействе, стремятся к получению собак сложения, характерного для молосса, а не среднеазиатской овчарки.

САО создавалась коренными народами Средней Азии, в силу природных условий ведущими кочевой образ жизни. Специфика их быта определяла потребность в собаке – надежном помощнике. Это ДРЕВНЯЯ ПАСТУШЕСКАЯ ПОРОДА с врожденным инстинктом охраны животных и имущества владельца. Для разных стран, где широко было развито овцеводство и кочевой образ жизни, требования к собакам были одинаковые: надежность в работе, неприхотливость в содержании.

Надо ходатайствовать перед руководством F.C.I о выделении во 2 группе среднеазиатской овчарки и других аналогичных пород из секции 2 «молоссоидные породы» в отдельную секцию древних пастушьих собак для охраны скота от хищников, можно горных и пастушьих.

Авторитетный эксперт по всем разновидностям мастифов, специальный корреспондент английского издания “Dog World” Дуглас Б.Олифф (Дуглас Б.Олифф, 1996; перевод с анг. 1998) пишет, что в древности «мастифами» называли всех более или менее крупных сторожевых собак, подразумевая под этим термином размер, а не какую-то породу, что термин «молосс» ("molossus” – молосская охотничья собака) в некоторых древних трудах является синонимом слова “мастиф” (“mastiff”). Молоссами называли крупных эпирских собак на побережье Греции, напротив острова Корфу.

В кинологической литературе термин мастиф обычно применяется и включает как породы мастиффов, так и типы пастушеских собак. Но пастушеские собаки представляют более первичную или обобщенную стадию, а мастиффы - более конкретизированную стадию того же самого общего типа (Epstein Н., 1969).

Породы, аналогичные среднеазиатской овчарке, Дуглас Б.Олифф (Дуглас Б.Олифф, 1996; перевод с анг. 1998) называет ПСЕВДО МОЛОССАМИ, а к.б.н. Горелов Ю.К.( Горелов Ю.К., 2005) относит их к группе ПРАМОЛОССОВ.

Среднеазиатская овчарка и аналогичные породы в классификации F.C.I отнесены к молоссоидам, видимо, исходя из размеров собак. Гораздо принципиальнее отличие этих пород от истинных молоссов: мастифф, бульмастиф, бордосский дог, канарский дог, ка де бо и др. в самой сути: они создавались для охраны скота от хищников, и имеют более древнюю историю. Крупные собаки существовали в Центральной Азии задолго до римской цивилизации (летоисчисление со дня основания Рима в 753г. до н.э.). Весной 2003года при проведении раскопок в туркменской пустыне итальянские археологи из научно-исследовательского центра Лигабуе (Венеция) открыли развалины города, существовавшего здесь 6000 лет назад, на территории некрополя обнаружили захоронение с хорошо сохранившимися скелетами женщины и крупной собаки. Пастушеских собак разводили повсюду в скотоводческих областях Манчьжурии, внутренней Монголии, Гонконга, Тибета и смежных сельских областях западного Китая (Epstein H., 1969), Ирана, Афганистана, Средней Азии и Казахстана. Изображение на серебряном кубке, изготовленном более 4 тысяч лет назад, найденном археологами в Северном Афганистане, доносит облик пастушеских собак, сложившихся уже как порода. Кубок хранится в Лувре.

Многовековым отбором заложены в этих породах поведенческие особенности пастушьих охранных собак. Образ жизни и характер работы, необходимость принимать самостоятельные решения развили в них высокий интеллект. Интеллект и поведенческие особенности в первую очередь надо сохранять. Специфика работы требует и соответствующего строения для успешного её выполнения, собаки должны быть крепкими, ловкими, с молниеносной реакцией.

Нельзя самим названием в классификации давать поводы для отбора собак этих пород по другим критериям, характерным собственно для молоссов. Было бы правильно, если бы F.C.I выделила среднеазиатскую овчарку и аналогичные по применению породы во 2 группе классификации в отдельную секцию ГОРНЫЕ И ПАСТУШЬИ, тем самым исключив подход к ним как к молоссоидам, что способствует сохранению древних пород, созданных народами, ведущими на протяжении многих веков пастушеский образ жизни, пород, которые и по настоящее время используются на больших территориях во многих странах в прежнем применении.

Мне представляется, что именно международная конференция должна вынести предложение в F.C.I о внесении изменений в классификации 2 группы о выделении в отдельную самостоятельную секцию пород подсекции 2.2. Очень важно исключить среднеазиатскую и аналогичные по созданию и применению породы из секции молоссоидных, как первичные, имеющие более древнюю и обобщенную форму. Это наиболее реально выполнимая мера, направленная на сохранение древних пород, которую в настоящее время может сделать эта конференция.

И исторически это будет справедливо. Священная книга Авеста донесла до нас роль собаки в повседневной жизни зороастрийцев. Собаки подразделялись на стерегущих скот, дом, охотничьих и молодых и самое тяжелое наказание нес человек, причинивший вред собаке, стерегущей скот. Это отражение значимости собак, охраняющих скот, для самого существования людей. (Крюкова В.Ю., 1997)

Переводы пород из одной секции в другую и даже в другую группу при очевидной целесообразности практикуются в F.C.I. Так во 2 группе в отдельную 3 секцию выделены ЗЕННЕХУНДЫ из-за особенностей их применениями и строения. А американская акита из 2 группы, выделенная в ней в отдельную 4 секцию, вообще была переведена в 5 группу. Для решений о переводе в другую секцию должно быть соответствующее обоснованное обращение. Фото 15.

В мире осталось совсем немного пород, которые сформировались как естественные, тем большая ответственность за их сохранение на земле. Среднеазиатская овчарка одна из тех немногих пород, которая дошла до наших дней в своем практически первозданном виде. Жесточайший отбор на протяжении нескольких тысячелетий создал породу, отвечающую потребностям и характеру человека, она создавалась для помощи человеку в работе и всем своим многовековым служением людям заслужила право на достойное ее сохранение.

Вдоль шоссе по направлению на г. Тобашар встретили несколько отар. У одной на высокой насыпи у обочины шоссе стоял кобель. Приблизиться к нему близко было не безопасно, чабан предупредил, он стоял между кобелем и мною, пока я фотографировала. Азиаты не любят, когда на них наводишь объектив фотоаппарата. Кобель тяжелым, характерным для азиата взглядом испытующе смотрел на меня, надо было выдержать этот тяжелый взгляд. Успела сделать три кадра, он направился к овцам и пошел вдоль растянувшейся отары неторопливой укороченной рысью, удивительной по красоте и совершенству.

14. Таджикистан, май 2007г. В Каратале, кошара расположена в низине. Овцы были на выпасе. У кошары внизу мы различили двух собак светлого окраса. Пока машина ехала вдоль откоса по дороге, собаки не реагировали, но, как только водитель остановил машину и мы вышли из нее, тут же рядом с нами оказалась сука, она не давала сделать ни шагу, нападала. А кобель как лежал, так и продолжал спокойно лежать внизу, не находя в наших действиях угрозы. На шум, поднятый сукой, к нам поднялся чабан, сказал, что суке 10,5 лет, что она очень злобная и надежная в охране.

И так везде. Первыми шум поднимают суки и подростки, а кобели присоединяются к ним при реальной опасности, они приходят делать работу!



Собаки - это последние ангелы на Земле... (с)
 
Форум » Все о породах » Среднеазиатская овчарка (алабай) » О некоторых проблемах в вопросах сохранения породы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright "urGardarr" knl © 2010